Археологическое и археометрическое исследование, проведённое совместно кафедрой химических наук Университета Падуи с Департаментом материалов и экологической инженерии Университета Модены и Реджио Эмилия («Dept. of Materials and Environmental Engineering, Modena and Reggio Emilia University» г. Модена, Италия) показывает взаимосвязь между ранней римской настенной мозаикой в Италии и происхождением первого итальянского стекла. Недавнее исследование продемонстрировало учёным пригодность изготовления стекла с использованием песков Неапольского залива и поэтому они выдвинули гипотезу о существовании во времена образования римской республики местной стекольной промышленности. Эти подтверждения следуют и из внимательного и подробного анализа литературных произведений Плиния Старшего.
Кроме того, отходы, образующиеся в результате производства египетского синего и кобальтового стекла для мозаики, в виде агрегатов и порошков были найдены в разных местах прибрежной зоны Неаполя.
Но всё равно, на данный момент из-за отсутствия достоверных археологических данных, очень сложно предложить хронологию деятельности местных мастерских, посвященных производству стеклообразных материалов для производства настенной итальянской мозаики.
Анализ ранних настенных мозаик (конец 2-го – начало 1-го века до н.э.), можно было документировать использование многокомпонентной техники с сочетанием раковины, каменных и египетские синих тессер, туфовых блоков и цветных стеклянных осколков. Фокусируя внимание на практике рециркуляции стеклянных осколков можно заметить, что производства стекла был постепенно оставлен и полностью исчез во второй четверти 1-го века н.э. Фактически, в этот период, стеклянные осколки в мозаике полностью заменяются частым использованием специально произведённых стеклянных элементов мозаики (тессер) для выкладывания настенной мозаики в широком диапазоне цветов. Систематическое присутствие предметов роскоши при раскопках, таких как, стеклянные сосуды с использованием разновидности мозаичного стекла «millefiori» или непрозрачных ярко-красных элементов, свидетельствуют о том, что производители стекла для производства мозаики проводили тщательный отбор приобретаемого стороннего материала, возможно, основанный на существовании торговли с Египтом, откуда привозилось стекло высочайшего качества. С начала второй половины I в. н.э., использование египетского синего стекла снижается, и цветные стеклянные тессеры становятся эксклюзивным материалом только для дорогой настенной мозаики. Эти данные позволяют утверждать, что местная стекольная промышленность постепенно развиваясь с начала 1-го века до н.э. достигла пика своего развития ко второй половине первого века нашей эры, а потом, по каким-то причинам, стало приходить в упадок.
Смальта стеклянная светящаяся в темноте (с люминофором) и золотым орнаментом индивидуального дизайна под заказ квадратная пластина с длиной стороны 20 мм.