Декоративная мозаика, выполненная в технике «золото в стекле» или "Fondi d'oro", найдена на развалинах византийского храма в греческих Салониках.
Музей византийской культуры. Салоники, Греческое министерство культуры
Группа треугольной и криволинейной плитки созданной по технологии древнеримского «золотого стекла» (ит.: «Fondi d'oro», фр.: «Glass Eglomise») была обнаружена в обломках базилики Святого Деметриоса (Basilica of St. Demetrios) в греческом городе Салоники.
В настоящее время учёные пытаются найти первоначальное место расположения этих плиток золотой мозаики (смальты) на теперь разрушенном украшении стен базилики, восстановить их декоративную функцию и присвоить правильную датировку в соответствии с датой создания памятника.
Кроме того, использование таких изделий в византийском мире, созданных по давно утерянной технологии древнеримского «золотого стекла» (итальянское название "Fondi d'oro"), будет рассмотрено в свете нескольких недавних находок археологов и опубликованных примеров этих произведений античного искусства. Различные формы плитки, и отличительные типы их украшения, а также их, возможно различная датировка, будут рассмотрены учёными, чтобы сделать определённый вывод - все ли они представляют работы времён византийского императора Юстиниана Великого (527-565 гг. н.э.)? Или технология их изготовления действительно была «заново открыта» во время расцвета и обновления декоративно-прикладного искусства, который пришёлся на время правления македонской династии (IX-XI вв. н.э.)
GOLD-GLASS TILES FROM ST. DEMETRIOS’ WALL DECORATION
Museum of Byzantine Culture. Thessaloniki, Hellenic Ministry of Culture
A group of triangular and curvilinear gold-glass tiles (italian.: «Fondi d'oro», france: «Glass Eglomise») were unearthed in the debris of the Basilica of St. Demetrios at Thessaloniki. The present communication aims to locate their original place on the now destroyed wall decoration of the basilica, to reconstruct their decorative theme and to date them according to the date of the renovations the monument underwent. Also, the use of gold-glass tiles in the Byzantine world will be examined as a whole, in the light of several newly found or published examples. The different shapes of the tiles and the distinctive types of their decoration, as well as their different dating will be examined in order to conclude whether they all represent Justinian (527-565) works or if they have really been "rediscovered" during the renovation of arts and crafts that occurred during the reign of the Macedonian dynasty (9th-11th c.)